Литературный островок Ларисы Тепляковой
Литературный островок Ларисы Тепляковой

Поиск по сайту

Искусство короткой прозы (ода синопсису)

Искусство короткой прозы (ода синопсису)

Представим ситуацию:плодовитый креативный автор завершил роман и намеревается разослать текст по издательствам. Он обзванивает избранные редакции, устанавливает контакты и слышит в ответ примерно следующее:

 

  • Вышлите нам подробный синопсис и две-три первые главы романа.
  • Ждём от вас подробный синопсис, справку об авторе и полный, завершенный текст романа.
  • Пришлите нам пока только синопсис и краткую характеристику своего романа: название, жанр, объем, основная идея. Если нас заинтересует ваша заявка — мы вам перезвоним.

Автор в недоумении. Никто не изъявил желания углубиться в чтение новоиспеченного романа! Однако всем требуется синопсис. Наш герой, конечно, что-то слышал об этой штуке, но... Но даже не знает, как правильно ударение ставить в этом загадочном слове. Ведь наш незадачливый автор специального ВУЗа не оканчивал - его сама жизнь подтолкнула к сочинительству.

Так синопсис становится камушком преткновения на пути начинающего писателя к успеху.

Наш новичок припадает к спасительному Интернету. Он надеется, что собратья по перу не дадут пропасть, подскажут и помогут. Вскоре проясняется, что нет жёстких правил создания синопсиса, но основные требования таковы:

  1. Объём - 3-4 страницы(8-10 000 знаков с пробелами) для полновесного романа и 1-1,5 странички (3-4000 знаков с пробелами) для мини-романа формата покет-бук.
  2. Все глаголы употребляются в настоящем времени.
  3. Изложение событий линейное, по традиционному маршруту, - экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
  4. Ничего лишнего!

По сути — это конспект романа, краткий обзор произведения.  Необходимость ужать свой роман до 3-4 страниц новичку кажется  просто варварством, и он испытывает сильные душевные терзания. Первые пробы выглядят плохо, коряво, бледно. Роман предстаёт убогим, лишённым всякой художественной прелести и самобытности. Бедный автор клянёт работников издательств, нелестно выражается на форумах. Буквоеды! Дался им этот синопсис! К чему он им, зачем?

А вот зачем. Синопсис становится визитной карточкой романа. Редакторы оперируют этим документом внутри издательств. Вначале синопсис просматривает сотрудник, сортирующий самотёк. Если ему приглянулось, он направит документ далее - ведущему редактору определённой серии. На этом этапе важна оригинальность замысла. Если сюжет окажется занимательным, то примут к рассмотрению весь текст романа.

Допустим, что роман неплох, и даже интересен. Тогда ведущий редактор выносит синопсис на редакционный совет или показывает его главному редактору. Руководитель издательства не будет читать роман новичка полностью. Он просмотрит синопсис и несколько страниц романа выборочно. Полностью роман прочтёт разве что корректор, и это уже большое везение, если дело дойдёт до корректуры.

Немного из личного опыта. Вначале я писала синопсисы на завершенные уже романы, нервно подглядывая в каждую главу. Впоследствии я стала писать их перед тем, как собиралась приступить к созданию очередного детища.

Мой метод: я излагаю идею и сюжет, будто пытаюсь кому-то доверительно рассказать о новом замысле. Потом я читаю написанное вслух членам семьи и сама слушаю, как течёт речь. По лицам слушателей можно судить - интересно, понятно или нет. Ведь главная задача синопсиса — вызвать интерес. Потом я приступаю к шлифовке и отсылаю по издательствам. Я не оговорилась — отсылаю именно синопсис без текста романа.

Моё личное маленькое достижение — работа с редакторами по синопсисам. Если им нравится сюжет — мне дают добро на написание романа. Ведь они уже знают мой стиль и скорость работы.

Но это, конечно, не означает, что каждый мой синопсис становится изданным романом. Большинство из них отвергается, но так я экономлю драгоценное время и не пишу наугад, в призрачной надежде. Такой порядок работы — вначале синопсис, а потом роман — для меня удобнее. Подробный синопсис становится планом будущей книги, руководством к действию.

Приведу любопытный факт. Издательство «Гаятри» проводило мини-конкурс среди авторов-новичков. Предлагалось написать рассказ на одну страничку о себе самом — информативно и иронично. Не знаю, сколько человек в результате отобрали,  но меня пригласили для беседы в издательство. Там мне предложили два готовых редакторских синопсиса и попросили набросать три-четыре главы романов. Я выполнила задание примерно за месяц. Рассмотрение длилось три месяца. Мнения на редакционном совете разделились наполовину. Чьих-то голосов  в мою пользу не хватило.

Кстати, знаменитый Сидни Шелдон на заре своей карьеры получил работу на престижной киностудии, написав синопсис к роману Стейнбека «О мышах и людях» - это требовалось для сценарной заявки. Его работа показалась режиссёру и продюсеру занимательной картиной, написанной сочными мазками.  Шелдон  начал с искусства короткой прозы и впоследствии стал известнейшим романистом.

В ЖЖ обнаружила шутку: простой способ ощутить себя идиотом -  написать синопсис своего романа и прочитать его себе вслух с выражением. Грустная ирония, но этим подтверждается, что в синопсисе каждое слово несёт  огромную смысловую нагрузку.

Романы писать мы умеем и любим. Осталось освоить сочинение убедительных синопсисов. Сей золотник мал, да дорог.

Представим ситуацию:плодовитый креативный автор завершил роман и намеревается разослать текст по издательствам. Он обзванивает избранные редакции, устанавливает контакты и слышит в ответ примерно следующее:

- Вышлите нам подробный синопсис и две-три первые главы романа.

- Ждём от вас подробный синопсис, справку об авторе и полный, завершенный текст романа.

- Пришлите нам пока только синопсис и краткую характеристику своего романа: название, жанр, объем, основная идея. Если нас заинтересует ваша заявка — мы вам перезвоним.

Автор в недоумении. Никто не изъявил желания углубиться в чтение новоиспеченного романа! Однако всем требуется синопсис. Наш герой, конечно, что-то слышал об этой штуке, но... Но даже не знает, как правильно ударение ставить в этом загадочном слове. Ведь наш незадачливый автор специального ВУЗа не оканчивал - его сама жизнь подтолкнула к сочинительству.

Так синопсис становится камушком преткновения на пути начинающего писателя к успеху.

Наш новичок припадает к спасительному Интернету. Он надеется, что собратья по перу не дадут пропасть, подскажут и помогут. Вскоре проясняется, что нет жёстких правил создания синопсиса, но основные требования таковы:

1.Объём - 3-4 страницы(8-10 000 знаков с пробелами) для полновесного романа и 1-1,5 странички (3-4000 знаков с пробелами) для мини-романа формата покет-бук.

2.Все глаголы употребляются в настоящем времени.

3.Изложение событий линейное, по традиционному маршруту, - экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

4.Ничего лишнего!

По сути — это конспект романа, краткий обзор произведения. Необходимость ужать свой роман до 3-4 страниц новичку кажется просто варварством, и он испытывает сильные душевные терзания. Первые пробы выглядят плохо, коряво, бледно. Роман предстаёт убогим, лишённым всякой художественной прелести и самобытности. Бедный автор клянёт работников издательств, нелестно выражается на форумах. Буквоеды! Дался им этот синопсис! К чему он им, зачем?

А вот зачем. Синопсис становится визитной карточкой романа. Редакторы оперируют этим документом внутри издательств. Вначале синопсис просматривает сотрудник, сортирующий самотёк. Если ему приглянулось, он направит документ далее - ведущему редактору определённой серии. На этом этапе важна оригинальность замысла. Если сюжет окажется занимательным, то примут к рассмотрению весь текст романа.

Допустим, что роман неплох, и даже интересен. Тогда ведущий редактор выносит синопсис на редакционный совет или показывает его главному редактору. Руководитель издательства не будет читать роман новичка полностью. Он просмотрит синопсис и несколько страниц романа выборочно. Полностью роман прочтёт разве что корректор, и это уже большое везение, если дело дойдёт до корректуры.

Немного из личного опыта. Вначале я писала синопсисы на завершенные уже романы, нервно подглядывая в каждую главу. Впоследствии я стала писать их перед тем, как собиралась приступить к созданию очередного детища.

Мой метод: я излагаю идею и сюжет, будто пытаюсь кому-то доверительно рассказать о новом замысле. Потом я читаю написанное вслух членам семьи и сама слушаю, как течёт речь. По лицам слушателей можно судить - интересно, понятно или нет. Ведь главная задача синопсиса — вызвать интерес. Потом я приступаю к шлифовке и отсылаю по издательствам. Я не оговорилась — отсылаю именно синопсис без текста романа.

Моё личное маленькое достижение — работа с редакторами по синопсисам. Если им нравится сюжет — мне дают добро на написание романа. Ведь они уже знают мой стиль и скорость работы.

Но это, конечно, не означает, что каждый мой синопсис становится изданным романом. Большинство из них отвергается, но так я экономлю драгоценное время и не пишу наугад, в призрачной надежде. Такой порядок работы — вначале синопсис, а потом роман — для меня удобнее. Подробный синопсис становится планом будущей книги, руководством к действию.

Приведу любопытный факт. Издательство «Гаятри» проводило мини-конкурс среди авторов-новичков. Предлагалось написать рассказ на одну страничку о себе самом — информативно и иронично. Не знаю, сколько человек в результате отобрали, но меня пригласили для беседы в издательство. Там мне предложили два готовых редакторских синопсиса и попросили набросать три-четыре главы романов. Я выполнила задание примерно за месяц. Рассмотрение длилось три месяца. Мнения на редакционном совете разделились наполовину. Чьих-то голосов в мою пользу не хватило.

Кстати, знаменитый Сидни Шелдон на заре своей карьеры получил работу на престижной киностудии, написав синопсис к роману Стейнбека «О мышах и людях» - это требовалось для сценарной заявки. Его работа показалась режиссёру и продюсеру занимательной картиной, написанной сочными мазками. Шелдон начал с искусства короткой прозы и впоследствии стал известнейшим романистом.

В ЖЖ обнаружила шутку: простой способ ощутить себя идиотом - написать синопсис своего романа и прочитать его себе вслух с выражением. Грустная ирония, но этим подтверждается, что в синопсисе каждое слово несёт огромную смысловую нагрузку.

Романы писать мы умеем и любим. Осталось освоить сочинение убедительных синопсисов. Сей золотник мал, да дорог.


© 2003 - 2017 гг.